Проблема ухода детей из храма

Если у вас есть вопрос или полезная информация по работе детской Воскресной школы, для которых не нашлось подходящего раздела форума, то вам сюда!

Для публикации нового вопроса или предложения создайте новую тему внутри подфорума.
Аватара пользователя
Нина
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 08:06
Контактная информация:

Проблема ухода детей из храма

Сообщение Нина » 15 июн 2017, 08:35

Добрый день!
Мне очень нравится ваш сайт: отличные уроки, идеи для досуга и т.д. Но вот меня интересует и даже, можно сказать, мучает такой вопрос. Бывает так, что ребенок воцерковленных родителей, отучившийся полностью в воскресной школе, посещавший службы, участвовавший в Таинствах (бывает, что и помогавший батюшке в алтаре), на которого положено столько времени, трудов, душевных сил педагогов просто перестает ходить в храм. Некоторые даже откровенно бунтуют, отказываются от своей веры. Как с этим быть? Может быть этот вопрос и риторический, но может быть все же есть какие-то идеи, как избежать таких явлений.
Аватара пользователя
nikserebr
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 07 апр 2017, 22:31
Контактная информация:

Re: Проблема ухода детей из храма

Сообщение nikserebr » 15 июн 2017, 13:44

Спасибо за важный и очень тяжёлый вопрос! Увы, описанная Вами ситуация достаточно частая. И боюсь, решить ее не в наших силах. Тут как Господь Сам управит человека.

Но все-таки и воскресная школа может немного в этом помочь. Я имею в виду следующее: как говорил нам наш настоятель, отец Владимир Воробьев (передаю суть сказанного), в воскресной школе должна быть такая обстановка, чтобы ребёнку хотелось туда приходить, а потом об этом было приятно вспоминать, чтобы у него на всю жизнь остался в памяти светлый образ воскресной школы (школы при храме) как того места, где тебя любят и всегда ждут. И если такой образ у ребёнка сформировался, то, даже если через какое-то время человека по разным причинам отойдёт от Церкви, эти воспоминания о школе могут его обратно в Церковь привести.
В связи с этим воскресная школа должна, конечно, отличатся от обычной школы. Здесь должен быть упор не на уроки и дисциплину (хотя без них совсем невозможно обойтись), а именно на любовь и тепло. Т.е. не стоит переносить порядки обычной школы в воскресную, иначе можно просто отпугнуть детей и от воскресной школы, и от Церкви.
Осталось лишь понять, как создать в воскресной школе такую хорошую обстановку. :)
Аватара пользователя
Наталья Л.
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 07 апр 2017, 21:33
Контактная информация:

Re: Проблема ухода детей из храма

Сообщение Наталья Л. » 15 июн 2017, 16:25

Да, Нина, эта проблема существует в любой Воскресной школе.
Мне кажется, что корень её в том, что Бог даровал свободу человеку. И Сам её не нарушает. Ведь первым "ушедшим" был ещё Иуда. И мы, как преподаватели, тоже не сможем удержать всех. Никогда. И сердце болит за каждого, кто уходит.
О том, что зависит от нас, уже написано выше. А что от нас не зависит? Конечно, в первую очередь, отношение родителей. Причем, не столько отношение к Церкви (видимая часть), сколько отношение к Богу (часть невидимая). Если семья живёт так, как будто Бога между ними нет - как максимум, вспоминает о Нём в формально прочитанной пару раз в день молитве - то ребенок может воспринять происходящее в Церкви и в Воскресной школе как лицемерие. Если к подростковому периоду не сложились личные отношения ребёнка с Богом, то бунт не заставит себя ждать. Тот, кто воцерковлялся взрослым, меня поймёт: необходим кризис, ломка прежнего себя, чтобы по-настоящему увидеть и принять участие Бога в своей жизни.
Главным утешением является то, что некоторые потом возвращаются!
Аватара пользователя
Виктор Ч.
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 07 апр 2017, 12:58
Контактная информация:

Re: Проблема ухода детей из храма

Сообщение Виктор Ч. » 16 июн 2017, 23:45

Хорошо бы, чтобы на приходе был налажен обмен опытом между родителями, дети которых уже пережили подростковый кризис и остались в храме, и теми родителями, дети которых до этого еще не доросли.

Многим современным родителям, которые действительно воцерковились уже во взрослом возрасте просто негде опыта воспитания молодых христиан взять. Родные бабушки и дедушки зачастую люди не церковные, у них не спросишь. И пока сам детей до взрослого возраста не довел, ошибок своих не видишь.

Совет бывалых родителей всегда ценен. Может здесь кто поделиться своим? Будем признательны.
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 07 апр 2017, 21:45
Контактная информация:

Re: Проблема ухода детей из храма

Сообщение Татьяна » 20 июн 2017, 19:42

Недавно мне попалась интересная статья на сайте Свято-Елисаветинского монастыря (Республика Белорусь), которая называется "ОБ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАЩЕНИИ ДЕТЕЙ" http://obitel-minsk.by/chitat/den-za-dn ... enii-detej.
Что интересно автор видит причины ухода детей из храма в том, что они неправильно понимают эти Таинства, что несмотря на то, что дети еженедельно причащаются личной встречи с Богом у них не происходит.
Вот несколько цитат из этой статьи (а кому будет интересно, можно почитать ее полностью, пройдя по ссылке выше):
Недопустимо говорить детям о том, что Бог накажет. Представление о Боге как о Прокуроре приведет к искажению религиозного опыта. Поскольку Бог — это Отец, то естественно, что представление о Боге формируется по образу отношений его с родителями. И если в семье взаимоотношения вполне гармоничны, построены на любви, уважении и доверии, тогда легче будет донести до ребенка, что грех — не просто преступление закона, а то, что разрушает эти доверие и любовь, создает между человеком и Богом преграду. И как естественно ребенку любить родителей — так же ему естественно учиться любить и Бога.
Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство. Такой утилитарный подход сразу выдает «духовное» состояние тех, кто «снарядил» ребенка на исповедь.
Соблазн использовать христианство для… (воспитания патриотических чувств, «послушания» родителям) велик. Но ребенок, при своем взрослении, так и не увидит в христианстве главное — Воплощенного Бога, который есть Любовь. Будет ли он любить такое «Православие»? Родственники, ведущие с «нравственно-воспитательной целью» ребенка к исповеди, сами не осознают, что тем самым хотят ни много ни мало, как чтобы Христос «перевоспитывал» этого ребенка в соответствии с их, родственников, ожиданиями.
Педагогически верным будет воспитание в детях сознания, что посещение службы и Причастие — не то, к чему понуждают, а привилегия — быть усыновленными/удочеренными Небесному Отцу через Плоть и Кровь Сына Божия. Бога не может вместить никакая галактика, но Его может вместить сердце человека. Только оно должно быть готово для приема в себя Бога — а для этого нужен труд над собой. Надо постараться так построить внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам хотел этого и готовился к этому высокому таинству. И, быть может, лучше пойти на воскресную литургию без него, в случае его отказа, если не хочет вставать с постели — чтобы, проснувшись, он увидел, что оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуждений. Или наоборот, он увидит счастливых после причащения родителей, и это будет ярким контрастом с его собственным состоянием, что побудит его последовать другой раз за ними. В любом случае родители своего ребенка в его сознательном возрасте могут предлагать, но не вынуждать идти к исповеди или Причастию.
Нельзя забывать, что атмосфере воцерковленной семьи противостоит совершенно нехристианская атмосфера школы, ТВ, Интернета. Что его сверстники живут совершенно другими взглядами на жизнь. И не всегда у нашего растущего человечка, если он и в самом деле имеет добрый религиозно-нравственный настрой, бывают друзья и подруги одного с ним духа.
Защитить его от нездорового влияния секулярного мира можно через развитие в нем навыков к здоровой критичности, вкуса к внутренней свободе. По замечанию прот. Виталия Шинкаря, «задача родителей — не к исповеди детей готовить, а для начала раскрыть им глубину жизни, научить правильному ее пониманию. Привить любовь к хорошему чтению, научить понимать стихи. С детьми нужно говорить — о жизни, о ее содержании, об окружающем мире. Не ограждать их от этого мира, не пугать тем, что вокруг и повсюду одно "сатанинское", а давать детям дозы "духовного противоядия". Начать с того, что обсудить с ребенком смысл услышанной песенки, спросить: "Что ты слышишь в ней? Что ты видишь в этой книжке? А в этом фильме? Слушай, вот мне показалось то-то и то-то, а тебе? И как тебе этот персонаж? По-моему, он говорит одно, а думает другое. Почему художник, для того чтобы изобразить зло, рисует темноту? И почему свет всегда вносит ясность, а мрак что-то скрывает?" И тогда ребенок начинает видеть глубже и оценивать свои поступки именно с этой глубины, вглядывается в них. Грех для него становится отсутствием Бога — того самого света».
И, конечно, необходимо за них нести подвиг молитвы. Не только с детьми разговаривать о Боге. Но и с Богом — о детях.

Вернуться в «Разное»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость